Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста

Автор: воспитатель МБОУ «ЦО № 32» строение 5

Лозовицкая М.В.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москвы «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», необходимо обеспечивать построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке — право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.

Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания им помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их.

Образовательная среда для ребенка дошкольного возраста должна состоять из: предметно-пространственной развивающей образовательной среды; характера взаимодействия со взрослыми; характера взаимодействия с другими детьми; системой отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому, что является неотъемлемой частью воспитания культуры речи.

Владение богатством русского литературного языка, умелое использование его изобразительно-выразительных средств в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями его общей культуры.

В процессе воспитания культуры речевого общения у старших дошкольников необходимо соблюдать следующие условия:

— развитие всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической, в том числе ее связности и образности), определяющих формирование культуры речи дошкольников как части их общей культуры;

— воспитание культуры речевого общения дошкольников в условиях образовательного учреждения и семьи на основе формирования представлений о правилах и формах речевого этикета в зависимости от ситуации;

— привлечение родителей к активному взаимодействию и совместной деятельности с ребенком (сочинение рассказов, иллюстрирование их, беседы после чтения литературных произведений, раскрывающих правила речевого поведения);

— работа с родительской общественностью, направленная на обогащение опыта соблюдения норм культурного обращения друг с другом и повышающая их педагогическую компетентность.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения.  Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в   результате   общения   детей.

Разработанная методика формирования культуры речевого поведения дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи опирается на следующие условия:

1.Успех воспитания культуры речевого поведения зависит от ряда факторов: окружающей речевой среды, особенностей обучения, условий воспитания в дошкольном учреждении и семье.

2.Развитие речевого поведения у средних и старших дошкольников осуществляется в единстве с формированием всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической (как необходимого условия становления культуры речи в целом).

3.Процесс воспитания культуры речевого поведения предполагает ознакомление с нормами общения, обучение правилам речевого этикета, развитие умения выбрать правильное поведение, использование дифференцированного отбора языковых средств, в зависимости от участников и ситуации общения.

4.Необходимым условием формирования культуры речевого поведения является взаимодействие с семьей, направленное на выработку единых требований к ребенку с учетом его индивидуальности и уровня речевого развития.

Методика формирования культуры речевого поведения заключается в сочетании руководства самостоятельной практической повседневной деятельности детей в образовательном учреждении и дома с привлечением их внимания к труду взрослых, общественному значению этого труда содействует успешному расширению задач воспитания уважения к взрослым, культуры общения с ними.

Содержание педагогического процесса для детей старшего дошкольного возраста составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру положительным, героическим персонажем   известных   художественных произведений.

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры речевого поведения.  Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников.  Коллектив   играет   в   жизни   детей   все   большую   роль, взаимоотношения детей усложняются.

Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая   опыту   содержательного   общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.

Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.

Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.

Следует помнить: главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. И опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников.

Этические беседы, их результаты должны непосредственно проявляться в практике поведения, поступках детей в различных ситуациях. Что очень важно для закрепления результатов педагогического воздействия.

Эффективность формирования доброжелательных общественных мотивов поведения повышается, если педагог устанавливает органическую связь между разнообразными вкусами детской деятельности. Это работа должна обязательно найти отражение в плане воспитательно-образовательной работы. Воспитание – творческий процесс, поэтому предусмотреть и планировать работу на две недели, месяц и т.д. без анализа предшествующих дневниковых записей невозможно.

Продуманное использование многовариантных связей позволяет «красной нитью» провести воспитание культуры поведения через все процессы обучения на образовательной деятельности, игры, музыкальную, изобразительную и др. виды деятельности детей.

Механизм воспитания заключается в нравственном становлении личности. У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Для предупреждения плохого поведения важное значение имеет профилактическое обучение. Занимаясь профилактическим обучением с детьми необходимо превращать это в игру. Такое обучение предполагает следующие этапы:

Сначала надо обсудить с ребёнком, что мы хотим от него, пояснить на конкретной ситуации. Далее – надо объяснить, почему он должен так делать, постараться придумать довод, близкий и понятный ребёнку. А затем должна быть практика – игра. Проводить такое обучение лучше перед самой ситуацией, так как впрок дети обучаются плохо.

Когда ребёнок научился правильно себя вести, важно поддерживать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение. Предполагается использование следующих методов в процессе проведения образовательной деятельности: разъяснение, разбор подобных ситуаций из книг, мультипликационных фильмов; пример правильного поведения других детей; специальные игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных способов поведения.

 

 

Библиографический список

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
  2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Васильева Л. — Гангус. «Азбука вежливости». — М.- 2013.
  4. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной Н. А., 2007.

 

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *