ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Автор- составитель:

воспитатель подготовительной группы

Симонова Елена Петровна

Существующая социально-экономическая ситуация в России приводит к нестабильности современного  общества, в связи с чем становится актуальным вопрос эмоционального неблагополучия детей, так как изначально личность ребёнка травмируется конфликтными ситуациями. По мнению ряда авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума наиболее подвержен перечисленным отрицательным воздействия [5]. В последние годы, наиболее распространёнными нарушениями в эмоциональной сфере являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).

Детская тревожность в той или иной степени обусловлена возрастными особенностями и, зачастую, носит временный характер. Однако те детские тревоги и страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребенком, говорят о неблагополучном психическом состоянии ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье. Большинство причин, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное и /или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нем тревогу, провоцирует десоциализацию [2].

Главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Разумная и любящая ребенка семья помогает ребенку освоить предъявленные к нему требования учебной деятельности и принять эти требования как неизбежное и необходимое [3].

По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков [4].

Воспитание и детство ребенка в семье определяет дальнейшее развитие ребенка и его самостоятельную взрослую жизнь. Отношения в семье между детьми родителями являются главным фактором развития и формирования личности ребенка. Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О. Смирнова, М.В. Быкова и другие). Поэтому проблема влияния родительских установок на проявление тревожности в младшем школьном возрасте остается неизменно острой и требующей всестороннего изучения [1].

Для изучения влияния родительских установок на проявление тревожности у младших школьников нами были использованы следующие методики: проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан), опросник детско-родительских отношений (А.Я. Варга, В.В. Столин), опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская).

Исследование проводилось в МБДОУ ЦО №32 им. генерала И. В. Болдина, г. Тулы, выборку составили учащиеся 2 класса в количестве 25 человек и родители 25 человек.

Исследование проводилось в 2 этапа. На первом этапе с помощью методики для диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан были выявлены дети с уровнем тревожности выше нормы. По результатам проведенной методики были получены следующие результаты: 12,5% испытуемых в группе состояние тревожности не свойственно. Подобное «чрезмерное спокойствие», может как отражать объективное состояние испытуемых, так и иметь защитный характер. Полное отсутствие тревоги как явление, препятствует нормальной адаптации и так же, как и устойчивая тревожность, мешает нормальному развитию и продуктивной деятельности. 12% опрошенных показали нормальный уровень тревожности, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности, 24% респондентов показали несколько повышенный уровень проявления тревожности. Явно повышенный уровень тревожности у испытуемых был обнаружен у 40%. Очень высокий уровень проявления тревожности показали 16% испытуемых. Респонденты с таким уровнем тревожности относятся к группе риска.

На втором этапе мы провели опрос родителей, детей с завышенной тревожностью, с помощью опросника детско-родительских отношений (А.Я. Варга, В.В. Столин) и опросника «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской. По результатам диагностики были получены следующие данные:

К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как «отвержение» и «авторитарная гиперсоциализация». Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины, испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду. Проанализировав ответы родителей, мы выявили что данные типы свойственны 12% родителей. Итак, мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности у детей.

Изучение тревожности у детей младшего возраста и их взаимосвязи с родительскими установками, показало, что для детей с нормативным уровнем тревожности 32% оптимальным является кооперация как уровень родительских отношений – социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.  К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник» — 13% опрошенных. Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности. страхи»; «социальные страхи»; «магические страхи».

В группе детей с высоким уровнем тревожности и выше среднего между детьми и родителями по методике опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская) для изучения отношений в семье были получены следующие данные: низкие данные по шкале принятие—отвержение, которая говорит о том, что у испытуемого выражено положительное отрицательное к ребенку было выявлено 10% респондентов. Взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Низкие баллы по шкале кооперация были получены у 20% респондентов, что свидетельствует о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку отрицательную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога; Низкие баллы по шкале симбиоз получены у 35% респондентов — признак того, что взрослый, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Низкие баллы по шкале контроль 25% опрошенных свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка получены у 10% респондентов — признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Таким образом, большинство родителей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности у детей.

Проблема изучения проявлений тревожности у младших школьников заслуживает особого внимания, так как своевременное выявление симптомов тревожности ребенка позволяет дать адекватную оценку индивидуальным особенностям развития ребенка, помочь избежать дальнейших отклонений в полноценном развитии его личности, а также провести необходимую работу по профилактике и преодолению негативных проявлений тревожности. Интерпретация полученных результатов позволила сделать вывод о необходимости проведения психокоррекционной работы, направленной на преодоление тревожности, установлении доверительных детско-родительских отношений.

 

Литература

  1. Глуханюк Н. С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие/Н. С. Глуханюк; Рос. акад.образования, Моск. психол.-социал.ин-т.-2-е изд., перераб. и доп. – М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2005. – 204 с.
  2. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия – «Психология ребенка» / А.И. Захаров. – СПБ: Речь; М.: Сфера, 2008., – 448 с.
  3. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 200 с.
  4. Немов, Р.С. Психология./ Учебник для педвузов / Р.С. Немов; — М.:

Владос, 2015. -392с.

  1. Прохоров, А.О. Психические состояния детей дошкольного возраста / А.О. Прохорова, С.В. Велиева // Вопросы психологии. – 2003. – №5. – С. 56-66.

 

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *