РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОТЕРАПИИ

Учитель-логопед Пимкина Т. В.

г. Тула

Звуковая культура речи развивается на основе хорошо  развитого фонематического восприятия. Именно фонематическое восприятие во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение фраз, слов и звуков. Благодаря, фонематическому восприятию усваивается не только лексическое, но и грамматическое значение слов, что способствует формированию системы родного языка.

Известно, что от степени развития фонематического восприятия, а также от сформированности навыка фонематического анализа и синтеза, зависит успешность овладения процессом письма, так как развитое фонематическое восприятие является стержнем, который позволяет в одинаковых понятиях характеризовать звуковую речь, чтение, письмо. Смешение и замена звуков по акустическому и артикуляционному признакам является показателем недоразвития фонематического восприятия, которое является одним из важных психических процессов, лежащих в основе становления правильной речи.

На важность и необходимость своевременного развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи  указывали многие отечественные исследователи  (Н.Ю. Борякова, Е.В. Мальцева,  Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович, Н.П. Ушкалова, З. Тржесоглава).

На современном этапе развития логопедической науки актуальным  является поиск эффективных средств развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической литературы, а также результаты собственного исследования показали, что дети с общим недоразвитием речи имеют значительные отклонения в развитии фонематического восприятия. У 20% испытуемых — средний уровень развития фонематического восприятия, у 20% испытуемых — низкий  уровень развития фонематического восприятия. Отмечен тот факт, что у всех детей в целом восприятие неречевых звуков не нарушено, но затруднено восприятие речевых звуков.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи, можно говорить  о том, что для наиболее эффективного развития фонематических процессов у данной категории детей необходимо реализовывать принцип связи речи с другими сторонами психического развития и деятельностный принцип логопедического воздействия. Наиболее адекватно отвечает этим требованиям игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит жить ребенка и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.

В основе составленной мной коррекционно-развивающей программы  лежит игра как коррекционное и психотерапевтическое средство.

Программа состоит из двух блоков. Ι блок ориентирован на развитие фонематического восприятия с опорой на зрительный и слуховой анализаторы.  ΙΙ блок ориентирован на развитие фонематического восприятия с опорой только на слуховой анализатор. В качестве средств коррекционного воздействия я предлагаю использовать дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, которые способствуют как развитию фонематических процессов, так и внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, без чего невозможна эффективная работа по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Коррекционная работа проводилась с учетом сложности и онтогенетической последовательности становления различных форм звукового анализа.

Проводимая мною коррекционно-развивающая работа по развитию  фонематического восприятия показала положительные результаты. У детей улучшились показатели не только по уровню развития фонематического восприятия, но и по общему состоянию памяти, восприятия, внимания. Данную программу можно проводить как часть логопедического занятия. Можно организовывать специальное время во второй половине дня. Тогда занятия может проводить воспитатель, но при условии, что логопед предварительно разъясняет правила выполнения заданий и игр и особенности реализации каждого этапа коррекционно-развивающей программы.

Ответить

Почта не будет опубликована.Обязательны для заполенения *